МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПРИКАЗ


17.07.2000_______________________________________________N 74

г. Москва

О создании глобальной автоматизированной системы мониторинга и контроля за местоположением российских морских и смешанного (река-море) плавания судов

В целях повышения безопасности мореплавания, выполнения требований, вытекающих из Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, поправок к этой Конвенции 1988 года, Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года, соответствующих рекомендаций Международной морской организации, а также усиления государственного регулирования и контроля за морским судоходством

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Создать глобальную автоматизированную систему мониторинга и контроля за местоположением российских морских и смешанного (река-море) плавания судов (далее - Система мониторинга) с использованием технических средств морской подвижной спутниковой системы связи “Инмарсат”, глобальных спутниковых навигационных систем “Глонасс”, “Навстар” и других современных технологий.

  2. Утвердить и ввести в действие с 1 октября 2000 г. Временное положение о глобальной автоматизированной системе мониторинга и контроля за местоположением российских морских и смешанного (река-море) плавания судов (далее - Временное положение) (прилагается).

  3. Поручить Государственному унитарному предприятию “Морсвязьспутник” Министерства транспорта Российской Федерации (далее - ГУП “Морсвязьспутник”) (Богданов В.А.):

  4. В составе Системы мониторинга предусмотреть:

  5. ГУП “Морсвязьспутник” (Богданов В.А.), ГВЦ Минтранса России (Семенов А.И.), ГУП ГЦССС (Розвадовский С.И.) организовать с использованием своих ресурсов Центр мониторинга.

  6. Установить, что передача информации о местоположении судов в Центр мониторинга осуществляется в соответствии с порядком, определенным Временным положением.

  7. Службе морского флота (Матюшенко Н.И.) предусмотреть в разрабатываемом проекте положения о лицензировании отдельных видов деятельности на морском транспорте оснащение судов и их участие в Системе мониторинга в качестве дополнительных лицензионных требований и условий для следующих видов деятельности на морском транспорте:

  8. Центр мониторинга направляет морским администрациям портов, капитанам портов для учета и контроля информацию о регистрации судов в Системе мониторинга.

  9. Службе морского флота (Матюшенко Н.И.), Службе речного флота (Смирнов Н.Г.) в срок до 21 сентября 2000 г. создать в установленном порядке комиссию по приемке в опытную эксплуатацию Центра мониторинга (далее - Комиссия).

  10. Комиссии провести испытания Центра мониторинга и представить до 30 сентября 2000 г. руководству Министерства транспорта Российской Федерации акт ввода Центра мониторинга в опытную эксплуатацию.

  11. Департаменту безопасности мореплавания (Палехов С.В.) довести до сведения судовладельцев, морских администраций портов и капитанов портов информацию о принятии Центра мониторинга в опытную эксплуатацию.

  12. Суда включаются в Систему мониторинга на основании заявки, подаваемой в Центр мониторинга судовладельцем.

  13. Центру мониторинга в месячный срок после его ввода в опытную эксплуатацию организовать прием заявок, указанных в пункте 12 настоящего приказа, от судовладельцев и регистрацию судов в системе мониторинга.

  14. Ввести в опытную эксплуатацию Систему мониторинга с 1 октября 2000г.

  15. ГУП “Морсвязьспутник” (Богданов В.А.) в срок до 1 января 2001 года представить мне предложения по дальнейшему развитию Системы мониторинга.

  16. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Службу морского флота (Матюшенко Н.И.).

Министр

С.О. Франк




Утверждено приказом

Минтранса России

от “17”__07____ 2000 г. №_74___

ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о глобальной автоматизированной системе мониторинга и
контроля за местоположением российских морских и
смешанного (река-море) плавания судов

I. Общие положения

1.1. Настоящее Временное положение определяет основные принципы построения и функционирования глобальной автоматизированной системы мониторинга и контроля за местоположением российских морских и смешанного (река-море) плавания судов (далее - Система мониторинга).

1.2. Система мониторинга предназначена для наблюдения и контроля за местоположением, другими параметрами российских морских и смешанного (река-море) плавания судов (далее - суда) и оперативного обеспечения этой информацией соответствующих подразделений Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России), других федеральных органов исполнительной власти, Государственной морской аварийной и спасательно-координационной службы Российской Федерации (Госморспасслужба России), а также судовладельцев и функционирует в непрерывном круглосуточном режиме.

II. Цели создания Системы мониторинга

2.1. Основными целями создания Системы мониторинга являются:

2.2. Координацию работ по созданию и функционированию Системы мониторинга осуществляет ГУП “Морсвязьспутник”.

III. Функции Системы мониторинга

3.1. На Систему мониторинга возлагается осуществление следующих основных функций:

3.2. В функционировании Системы мониторинга участвуют:

IV. Технические средства Системы мониторинга

4.1. В рамках Системы мониторинга используются:

4.2. В качестве географической базы ЭКС и ГИС используются электронные морские навигационные карты.

4.3. Разработка и поддержание ПО осуществляет ГУП “Морсвязьспутник”.

V. Информационное взаимодействие в Системе мониторинга

5.1. Информационное взаимодействие в Системе мониторинга основывается на комплексном использовании действующих систем и сетей связи и передачи данных при наличии соответствующих технических средств у пользователей.

5.2. При доведении информации до потребителей могут использоваться каналы:

5.3. Предусматриваются следующие основные способы доступа к информационным ресурсам (базам данных) Системы мониторинга:

5.4. Определение состава и периодичности сбора и передачи данных с судов определятся в Системе мониторинга с учетом:

5.5. В условиях штатного функционирования Системы мониторинга периодичность сбора и передачи данных о местоположении и других параметрах с судов в Центр мониторинга составляет не реже 2 раз в сутки.

5.6. Автоматическая дискретная передача или запрос и последующая автоматическая передача с судна данных о его текущем местоположении с установленным интервалом (не превышающим 12 часов) или в любое время в Системе мониторинга осуществляется без участия судового оператора через каналы ИНМАРСАТ-С по заданному расписанию или в режиме поллинга.

5.7. При необходимости, в случае возникновения аварийных или чрезвычайных ситуаций, через систему ИНМАРСАТ-С может осуществляться опрос судов в полуавтоматическом режиме (местоположение, курс, скорость, сообщения об отходе, прибытии, маршруте, отклонении от маршрута и т.п.).

5.8. Форматы сообщений, передаваемых через каналы ИНМАРСАТ-С с судна в Центр мониторинга, соответствуют стандартным требованиям системы ИНМАРСАТ-С.

5.9. Обеспечение информационного взаимодействия Центра мониторинга и потребителей информации Системы мониторинга осуществляется в круглосуточном режиме.

5.10. Доставка информации о местоположении судов в привязке к электронным картам может обеспечиваться средствами локальных, выделенных сетей, сети ИНТЕРНЕТ, электронной почты, а также по запросу может обеспечиваться по сетям телефонной, модемной и факсимильной связи ТФОП.

5.11. Вопросы защиты от несанкционированного доступа к информационным ресурсам Системы мониторинга (списки лиц, имеющих доступ к базам данных, использование паролей и ключей, исключающих несанкционированное обращение и использование баз данных Системы мониторинга, аппаратные и программные средства криптографической защиты информации в Системе мониторинга и т.п.) регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

VI. Эксплуатация Системы мониторинга

6.1. В Системе мониторинга на судах обеспечивается исправное техническое состояние и непрерывное функционирование технических средств (судовые станции ИНМАРСАТ-С) во время рейса, начиная с момента выхода судна из порта и до захода судна в порт.

6.2. Администрации портов ведут контроль и учет информации о регистрации судов в составе Системы мониторинга на основании данных, получаемых из Центра мониторинга.

6.3. В целях обеспечения безопасности мореплавания, государственного надзора за торговым мореплаванием, государственного портового контроля доступ Службы морского флота, Службы речного флота, администраций портов в Систему мониторинга и к информационным ресурсам (базам данных) осуществляется на приоритетной основе.

При возникновении аварийной или чрезвычайной ситуации по решению Службы морского флота, Службы речного флота может быть установлен иной порядок передачи информации о местоположении судов в Центр мониторинга.

6.4. Центр мониторинга обеспечивает:

6.5. Включение судна в Систему мониторинга осуществляется на основании соответствующей заявки судовладельца (Приложение 1).